«Азбука нравственности» в первом классе

загруженоАктуальной проблемой сегодня является воспитание нравственно-этической культуры школьников. Это те качества личности, которые определяют поведение человека в повседневной жизни: интерес к самому себе, самопризнание себя как личности, управление самим собой, толерантность, уважение чужого мнения, любознательность, вовлеченность в деятельность, эмоциональная устойчивость, мотивация действий и поступков.

Навыки морального поведения устойчивы только тогда, если они выработаны в младшем школьном возрасте.

Программа «Азбука нравственности» нацелена на освоение систематического курса нравственности во внеурочной деятельности. Программа разработана с учетом особенностей взросления младших школьников от 1-го к 4-му классу. Во время проводимой внеурочной работы школьники получают определенные этические знания и представления.

Данная программа разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального обучения, учебно-методических пособий «Азбука нравственного взросления» В. И. Петровой, Н. М. Трофимовой, И. С. Хомяковой, Т. Д. Стульник, «Этикет. Учусь правилам поведения. 1 – 4 классы» В. Н. Суслова, «Растим здоровых, умных, добрых» Е. В. Посошенко.

Целью программы является воспитание человека, умеющего выглядеть достойно и вести себя уверенно в различных жизненных ситуациях. Содержание этических знаний, моральных норм является основой духовно-нравственного образования, дает представление детям о нравственных идеалах общества, ценностных ориентациях личности, критериях оценок жизненных явлений, способах нравственного самосовершенствования.

Практический материал программы позволяет школьникам не только усвоить обобщенные знания, нормы, правила, но и научиться видеть их проявление в жизни, дать оценку реальному поведению людей, «Азбука нравственности» позволяет обучающимся, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.

Работа по программе «Азбука нравственности» строится на основе следующих принципов:
— принцип учета возрастных особенностей детей;
— принцип доступности, образности, яркости, четкости содержания;
— принцип соответствия материала эмоциональности детей, особенностям их мышления;
— принцип преемственности в содержании, т. е. последовательное развитие представлений и понятий от одного возрастного этапа к другому;
— принцип постепенного усложнения и углубления нравственных знаний;
— принцип отражения в содержании типичных ситуаций.
«
Азбука нравственности» имеет 3 раздела («Школьный этикет», «Правила общения», «О трудолюбии») и затрагивает ряд вопросов: культура поведения в школе, на улице, в общественных местах, в быту, культура общения со сверстниками и взрослыми людьми, уважение чужого мнения, правила этикета

Некоторые уроки предполагают тестирование по этикету, заключающееся в моделировании и оценивании ребенком различных ситуаций поведения, оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

К концу первого года обучения обучающиеся должны:
— освоить начальные знания и представления об этических понятиях, моральных нормах, нравственных правил, требований;
— учиться видеть проявления нравственности в поступках других людей;
— формировать установку на реализацию нравственного поведения через выбор действия, способа общения и поведения;
— иметь первоначальные представления о критериях оценок нравственных явлений;
— стараться сознательно вырабатывать нравственную позицию;
— стремиться к нравственному совершенствованию и самовоспитанию;
— осознавать необходимость и обязательность выполнения правил нравственного поведения как условия благоприятных взаимоотношений людей, устранения конфликтов в коллективе;
— иметь первичные представления о мотивах поступка;
— учиться решать проблемы нравственного выбора;
— усвоить и осмыслить содержание начальных правил поведения в школе;
— осмысливать своих поступков и действий, а также поступков и действий окружающих;
— выделять нравственное явление из других;
— определять существенные признаки нравственного явления;
— принимать нравственную норму как необходимую
— следовать нравственным правилам;
— обогатить свои нравственные представления
— выделять мотивацию нравственного и безнравственного поступка;
— сравнивать мотивы поведения;
— уметь выбирать форму поведения, поступка;
— постепенно формировать образ своего «Я»;
— владеть элементами самосознания, самоизучения, самовоспитания;
— уметь моделировать ситуации нравственного выбора;
— иметь представления о нравственных особенностях своей личности;

Раздел «Школьный этикет»

1 урок
Как вести себя на уроке

Цель: дать школьникам обобщенные представления об основных правилах поведения на уроке.

При проведении уроков целесообразно опираться на знания и опыт, которые ученики уже приобрели.

Основные методы работы – беседа и игра. Во время беседы учитель вместе с детьми оценивает достижения и определяет, чему еще надо научиться. Педагог уделяет внимание вопросу, почему надо соблюдать правила поведения на уроке. Дети могут попытаться представить, что будет, если оказаться от их выполнения.

Важно на уроке использовать наглядность: сюжетные картинки, инсценировки, воспроизводящие ситуацию урока, детскую литературу.

Школьнику на память
(отрывки)

С. Маршак
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

Учитель спросит – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь,

Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подними.

Вопросы:
1. Как надо правильно сидеть за столом, партой?
2. Когда ученику надо встать на уроке?
3. Когда можно сесть?
4. Как надо поступить, если ты хочешь ответить?
5. Как ты ведешь себя на уроке?

Разговор с первым классом
(отрывок)
С. Маршак

Первый класс!
Первый класс!
Сколько грамотных
У вас?
Тридцать три!
Тридцать три!
Все раскрыли
Буквари!
— Кто из вас,
Кто из вас
Нынче в школе
Первый раз?
— Наши все
Ученики
В первом классе
Новички!
— Кто из вас,
Кто из вас
Опоздал сегодня
В класс?
— Тридцать три
Ученика
В класс явились
До звонка!

Вопросы:

1. О чем шел разговор автора с первым классом?
2. Часто ли первоклассники опаздывают на уроки?
3. А есть ли в классе лодыри?

Угомон
(отрывок)
С. Маршак

Что случилось нынче в школе?
Нет учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс
И бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша.
Он сказал: «Ребята, тише!»
— Тише – крикнули в ответ
Юра, Шура и Ахмет.
— Тише, тише! – закричали
Коля, Оля, Галя, валя.
— Тише – тише – тишина! –
Крикнул Игорь у окна.
— Тише, тише! Не шумите! –
Заорали Витя, Митя.
— Замолчите! – на весь класс
Басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пения
Просто вышла из терпения,
Убежать хотела вон…
Вдруг явился Угомон.
Оглядел он всех сурово
И сказал ученикам:
— Не учи
Молчать
Другого,
А молчи
Побольше
Сам!

Вопросы:

1. Что случилось в первом классе?
2. Почему расшумелся первый класс?
3. Что делали ученики, чтобы прекратить шум в классе?
4. Это помогло? Почему?
5. Какой совет дал всем Угомон? Вы с ним согласны?

Можно разбить класс на группы и предложить детям сделать рисунки,
иллюстрирующие разобранные ситуации, придумать к ним соответствующие надписи и обсудить их в классе.

 

2 урок

Как вести себя на перемене

 

Цель: дать школьникам обобщенные представления об основных правилах поведения на перемене.

Знакомство с правилами поведения на перемене начинается с диалога, зачем нужна перемена. Используя форму диалога, необходимо подвести детей к мысли, что и после урока следует соблюдать определенные поведенческие нормы. Какие они? Нужны ли они? Почему? Ответы детей в ходе обсуждения корректируются учителем с помощью наводящих вопросов.

Б. Заходер.

Перемена.

«Перемена! Перемена!» —

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог –

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним – бо-о-льшая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он, гляди, какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи, –

Словом,

Сделал все, что мог!

Ну, а тут – опять звонок…

Вова в класс поплелся снова.

Бедный! Нет лица на нем!

— Ничего, – вздыхает Вова, –

На уроке отдохнем!

 

Вопросы:

  1. Правильно ли Вова выходит из класса после звонка на перемену?
  2. А как нужно?
  3. Как ведет себя Вова на перемене?
  4. Расскажите, как можно и нужно вести себя на перемене, а как не стоит?

 

Постепенно ученики приходят к выводу, как нужно вести себя на

перемене: перемена – это отдых между уроками, который предполагает более свободное поведение, но при этом нельзя мешать окружающим, создавать неудобства. Школьники должны понять, что надо думать не только о себе, но и о других.

Пусть первоклассники расспросят дома старших, как они любили проводить перемены, как им удавалось при этом не нарушать общий порядок, не мешать другим.

 

3 урок

Как вести себя на уроке и перемене

 

Цель: дать школьникам обобщенные представления об основных правилах поведения на уроке и перемене.

В процессе работы на предыдущих уроках у детей формируются понятия о соответствующем поведении на уроке и перемене. Сюжетные картинки, к которым можно подобрать цитаты из книг, рисунки детей желательно поместить на стенд и распределить по двум колонкам: «Так нужно» – «Так нельзя».

По результатам работы можно сформулировать основные правила поведения на уроке и перемене.

 

Правила поведения на уроке.

 

  1. В школу надо приходить вовремя, не опаздывать.
  2. Если ты опоздал по уважительной причине, то надо попросить у учителя разрешения войти в класс.
  3. Утром, придя в класс, надо сначала поздороваться с учителем, назвав его по имени и отчеству, затем поздороваться с ребятами.
  4. Если в класс входит твой учитель или взрослый (директор, учитель другого класса, взрослый человек), надо всем встать. Так дети здороваются.
  5. Встать надо дружно, но при этом соблюдать тишину.
  6. Сесть можно только после разрешения учителя.
  7. Если хочешь ответить на вопрос или что-то спросить, подними руку.
  8. После разрешения учителя можно встать и говорить.

 

Правила поведения на перемене.

 

  1. Выходить на перемену можно только после разрешения учителя.
  2. В коридоре можно поиграть, не мешая другим, не толкаясь.
  3. Бегать, бороться, кричать, когда это мешает другим, нельзя.
  4. На перемене надо зайти в туалет, чтобы не отпрашиваться на уроке.
  5. На большой перемене можно позавтракать.

 

Особое внимание учитель уделяет времени и правилам посещения туалета, знакомит детей с гигиеническими нормами: аккуратно пользоваться унитазом, смывать за собой, обязательно мыть руки, не проливать воду на пол.

 

4 урок

Верхняя одежда и сменная обувь

 

Цель: объяснить школьникам, как нужно поступать в школе с верхней одеждой и зачем нужна сменная обувь.

Учитель подчеркивает, что в школе нельзя ходить в верхней одежде, надо обязательно снять ее, сменить обувь. Поведение каждого ребенка определяет его отношение к товарищам. Надо помнить о том, что рядом раздевается твой одноклассник. Если тесно, надо помочь друг другу, а не мешать, не толкаться, не грубить. Уважение к другим проявляется также в том, как каждый относится к вещам товарища.

В процессе обсуждения правил поведения при переодевании учитель задает вопросы:

 

  1. Часто ли ученики нашего класса ходят по упавшей одежде?
  2. Как нужно поступать, чтобы этого не было?
  3. Особенно тесно бывает возле шкафчиков с верхней одеждой и сменой обувью после уроков. Кто и почему бывает обижен в это время?

 

Чтобы процесс обсуждения таких ситуаций не перешел в спор, во взаимные обвинения, учитель говорит с детьми только о ситуации, не называя имен нарушителей. Главное внимание необходимо уделить тому, как надо поступать, чтобы не обижать друг друга, не допускать порчи одежды, действовать организованно. Учитель выслушивает всех желающих, обращая внимание на то, чтобы дети не повторяли друг друга. Перед началом урока важно проследить за поведением учеников, когда  они переодеваются, за тем, как они обращаются друг с другом (вежливо, грубо, пытаются помочь, защитить товарища или, наоборот, толкнуть, обидеть). Учитель напоминает, что забытую кем-то вещь нужно отдать учителю или на пост охраны. Учитель не только комментирует ошибки в поведении детей, но и старается вселить в них уверенность, что в дальнейшем каждый из них сможет научиться правильно вести себя, стать примером для других.

 

5 урок

Поведение в школьной столовой.

 

Цель: научить школьников правилам поведения в столовой и за столом.

Учитель предлагает вспомнить ученикам, как они входят в столовую, какие сценки из стихотворения Б. Заходера «Перемена» в ней можно наблюдать. Все вместе делают вывод: первое правило, которое необходимо выполнять – организованно входить в столовую, соблюдать очередь в буфет.

Далее учитель с детьми вспоминает отрывок из стихотворения о Мойдодыре и формулируют следующее правило: за стол нужно садиться с чистыми руками.

Учитель, обращаясь к школьникам, предлагает им вспомнить, что говорят взрослые, когда кто-то неправильно ведет себя за столом. Наверное, часто им приходится слышать: «не говори, пока не прожуешь», «не дуй в тарелку с супом», «не наклоняй ее к себе – остатки могут пролиться на скатерть и одежду», «не стучи ложкой по столу», «не облизывай пальцы», «не спеши, хорошо прожевывай пищу», «не разговаривай во время еды».

Главное правило поведения за столом – вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать, т. е. находиться в твоем обществе. «Думай о других» — это девиз, о котором детям необходимо напоминать постоянно.

Учитель должен рассказать школьникам, как пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Дети должны усвоить, что всегда надо убирать за собой посуду, оставлять после себя стол чистым, аккуратно есть, бережно относиться к хлебу и др.

На уроке уместно показать несколько сцен, демонстрирующих разное поведение за столом. В конце урока школьники вырабатывают правила поведения.

 

Правила поведения в столовой:

 

  1. Входить в столовую надо организованно.
  2. Если в буфете выстроилась очередь, встань в конце.
  3. Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок.
  4. Перед едой всегда мой руки.
  5. Не разговаривай во время еды.
  6. Из общего блюда бери крайний кусок.
  7. Не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.
  8. Убери за собой посуду.
  9. Скажи «спасибо» тем, кто тебя накормил.

 

Дома можно предложить ученикам подобрать картинки, где показано, как надо и как не надо вести себя за столом. Их можно поместить на стенд, чтобы они постоянно находились перед глазами первоклассников.

 

6 урок

Правила поведения на школьном дворе.

 

Цель: объяснить ученикам правила поведения на школьном дворе.

Школьный двор, как и само здание, относится непосредственно к школе. Здесь должен поддерживаться порядок в течение всего учебного года. На школьном дворе должны проводиться мероприятия по его уборке, озеленению и благоустройству.

С Маршак.

Веселое путешествие от «А» до «Я» (отрывок)

У буквы «С» сажают сад

Ребята сотой школы.

К весне листвой зашелестят

Деревья-новоселы.

Здесь будут травы и кусты,

И тополя, и клены,

И глянет солнце с высоты

Сквозь каждый лист зеленый        .

Большой цветник разбил отряд

Соседней новой школы.

Пускай летят из сада в сад

Через дорогу пчелы!

 

Вопросы:

  1. Что сажают ребята на школьном дворе?
  2. А что бы ты предложил посадить в своем школьном дворе?

 

На школьном дворе проходят общешкольные праздники, посвященные началу учебного года – День знаний, — проводятся спортивные соревнования и эстафеты. Школьный двор – это также место отдыха.

Учитель обращает внимание детей на то, что на школьном дворе они могут общаться и играть. Важно сосредоточить внимание на правилах поведения во время игры. Целесообразно задать ряд вопросов:

 

  1. В какие игры они играют во дворе?
  2. Каковы правила в каждой игре?
  3. Всех ли принимают в общую игру?
  4. Бывают ли случаи, когда кого-то несправедливо обижают в игре, несправедливо решают спор?

 

Опираясь на высказывания учеников, учитель объясняет, как тяжело, больно и грустно бывает в тех случаях, когда люди обижают друг друга. Можно предложить детям игры  «Узнай по голосу», «Кого нет», «Золотые ворота» и др.

Игра – важный этап в процессе формирования нравственных взаимоотношений. Здесь рождается чувство ответственности, товарищества, основанное на справедливом отношении друг к другу, разрешаются споры. В игре, хорошо освоенном детьми видом деятельности, им легче овладевать правилами поведения, нормами отношений, вникать в их сущность. Учитель может предложить составить правила дружной игры во дворе. Такая привязка изучаемых норм к месту основана на возрастных особенностях детей, специфике их мышления.

 

И. Турчина.

Дружба.

         Однажды Вася-Шарик вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.

         — Мы друзья! Поиграем вместе в пожарных!

         — Давай, — согласился Вася.

         Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

— Пожар! Пожар! – кричит.

         Подбежали другие ребята.

         — Мы тоже пожарные!

         Сережа заслонил машину от ребят.

         — Я Васин друг! И я один буду в его машину играть!

         Обиделись ребята и ушли.

         На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками. Подбежал к нему Сережа.

         — Я твой друг! Мы друзья! Поиграем вместе в машинистов.

         — Давай, — согласился Боря.

         Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

         — И меня примите.

         — Не примем, — сказал Сережа.

         — Почему? – удивился Вася. – Ты же мой друг. Ты сам вчера говорил.

         — То вчера,  — сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня паровоз у Бори.

Вопросы:

 

  1. Кого Сережа считает другом и почему?
  2. А есть ли у Сережи друзья?
  3. Все ли ребята во дворе такие, как Сережа?
  4. Как бы ты хотел, чтобы поступил Боря?

 

Учитель может также разобрать с ребятами произведение Е. Пермяка

«Бумажный змей».

 

Учитель должен сосредоточить внимание школьников на том, что испытывает ребенок, когда игра проходит дружно, все споры решаются справедливо. А как чувствуют себя те, кого обидели?  Можно предложить ребятам вспомнить, когда им было плохо в игре и что послужило причиной этого: несправедливое отношение со стороны товарищей, ссора, отказ участвовать в игре. Соблюдение правил позволит избежать неприятных ощущений.

 

Н. Найденова.

Мы всему научимся,

Много будем знать,

Будем наши правила

Дружно выполнять.

 

Вопросы:

 

  1. Какие правила вы хотите узнать?
  2. А вы собираетесь их выполнять? Всегда?

 

В заключении урока учитель и первоклассники формируют правила игры.

 

Правила игры:

 

  1. Договориться об условиях игры.
  2. Играть честно.
  3. Спокойно обсудить спорные вопросы.
  4. Не обижаться на того, кто выиграл.
  5. Помнить, что в следующей игре можешь выиграть ты.

 

Раздел «Правила общения»

7 урок

Зачем нужны вежливые слова?

 

Цель: объяснить детям значение вежливых слов в общении с окружающими людьми.

 

Урок лучше всего начать с рассуждения о том, что каждый человек свое отношение к окружающим может выразить с помощью речи, «добрых», «волшебных» слов. Мы их так называем потому, что они помогают строить взаимоотношения с окружающими.

 

Э. Мошковская.

Вежливое слово (отрывки).

Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

— Мне поближе:

Плохо вижу.

Вот спасибо!

Ну, пойду…

Говорит Овечка:

— Мне одно местечко!

Вот мое «благодарю» –

Доброе словечко.

Утка:

— Кряк!

Для меня и для ребят! –

И достала Утка

«Доброе утро».

А Олень:

— Добрый день!

Если только Вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил

Мне, жене и дочке

Во втором рядочке

Дайте лучшие места,

Вот мое

«Пожалуйста»!

Говорит Дворовый Пес:

— Поглядите, что принес!

Вот мое «здорово» —

Вежливое слово…

— Вежливое слово?!

Нет у Вас другого?

Вижу в Вашей пасти

«Здрасьте».

А «здорово» бросьте! Бросьте!

 

Вопросы:

 

  1. Как звери просят билеты?
  2. Каким тоном они произносят свою просьбу?
  3. Какие слова в обмен на билеты они предлагают?
  4. Все ли эти слова вежливые?
  5. Какие слова-просьбы использовались в сказке?
  6. Какие еще вежливые слова вы знаете?

 

В. Осеева.

Волшебное слово (в сокращении).

         Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

         — Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.

         Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

         — С тобой что-то случилось?

         — Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.

         — Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

         — Еще бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому!

         — Убежишь?

         — Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!

         — Не дает! Ну, из-за этого убегать не стоит.

         — Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

         Павлик засопел от обиды.

         — Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.

         — Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно от тебя не отстану: весла утащу, сам в лодку залезу!»

         Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

         — Что же, не берет тебя брат?

— А почему вы все знаете?

Старик разгладил длинную бороду.

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни: тихим голосом, глядя прямо в глаза…

— А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую.

Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зеленые, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

«Обманул старичок! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймет волшебное слово!»

Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску… Пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:

— Какую тебе?

— Мне синюю, — робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное, морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.

«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожалуйста.

За столом все сразу замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

— Возьми его, — вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!

— Ну, отчего же не взять, — улыбнулась бабушка.

— Конечно, возьми.

— Пожалуйста, — повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся.

«Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу, но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

 

Вопросы:

 

  1. Действительно ли Павлик встретил в сквере волшебника?
  2. Какое «волшебное слово» сказал старик Павлику? Как его надо говорить?
  3. Как Павлик пытался заставить брата взять его с собой кататься на лодке?
  4. Что он ему говорил? Почему? А «волшебное слово» помогло? Почему?
  5. Одно ли волшебное слово изменило отношение окружающих к Павлику?

 

Затем учитель обсуждает с детьми те ситуации, когда вежливые слова им помогают.

 

Наглядные, зримые образы более понятны и доступны детскому воображению. Например, вежливые слова можно написать на листьях дерева, которое учитель заранее нарисует на доске. «Волшебное» дерево можно сделать в виде цветной аппликации на стенде. А на разноцветных листьях записать знакомые детям понятия. В качестве домашнего задания учитель может предложить «вырастить» собственное дерево, а затем провести конкурс на тему: «Лучшее дерево вежливости».

 

Сложность данной темы связана с тем, что многие дети далеко не всегда понимают смысл, заключенный в рассматриваемых словах, так как их использование в речи зачастую выглядит формальным. Поэтому учитель должен на конкретных примерах объяснить значение слов вежливости. Например: «Ты нечаянно толкнул девочку. Она возмущена или обижена. Но после того, как ты скажешь: «Извини, пожалуйста, я не хотел», — обида пройдет. Главное, что ты не остался равнодушным, сумел найти правильный выход из сложившейся ситуации. А что помогло тебе в этом? Волшебные слова».

 

Особое внимание надо уделить тому, как мы используем эти слова в нашей речи. Немаловажную роль в этом играет интонация6 доброжелательная, грубая, ироничная. Такое распространенное слово, как «спасибо», можно произнести по-разному.

 

На этом уроке уместно показать сценки, иллюстрирующие правила вежливости. Для этой цели можно использовать эпизод из сказки «приключения Буратино», в котором Мальвина учит героя правильно себя вести.

 

Учителю необходимо помнить и о том. Что не все дети умеют пользоваться словами вежливости. Без привычки они испытывают неловкость при их употреблении. А иногда просто выражают нежелание пользоваться ими в обиходе. С такими учениками нужно проводить длительную, кропотливую работу. Важную роль в ней играет авторитет учителя и отношение одноклассников.

 

8 урок

Зачем нужны вежливые слова?

Цель: объяснить детям значение вежливых слов в общении с окружающими людьми.

 

Учитель должен рассказать детям о происхождении правил вежливости, их изменении в связи с развитием общества. Обсудить это лучше на материале пословиц, поговорок, литературных произведений. (В подборе материала могут участвовать и дети).

 

В. Голеховский.

Одно слово Маша знала.

Маша знала слов немало

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом.

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дням

Ей мама

Про него

Твердит упрямо:

— Почему

Такой пустяк

Не запомнишь

Ты никак?

Но молчит она,

Как рыба,

Вместо каждого…

Хором, дети…

СПАСИБО!

 

Вопросы:

  1. Какое слово Маша знала, но никак не хотела говорить?
  2. С чем это слово связано в жизни человека?
  3. Оно лечит или ранит, как ты считаешь?

 

В. Масс, М. Червинский

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут… а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «Здорово», —

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

И даже вместо «до свиданья»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощанье:

«Ну, я пошел… Пока! Всего!»

 

Вопросы:

  1. Каких слов не знал этот мальчик? Почему?
  2. Как он здоровается, прощается? Правильно ли это?
  3. Как ему помочь?

 

А. Барто.

Медвежонок-невежа (в сокращении).

Был сынок у маменьки –

Медвежонок маленький.

В маму был фигурою –

В медведицу бурую.

Уляжется медведица

Под деревом, в тени,

Сын рядом присоседится,

И так лежат они.

Он упадет. – Ах, бедненький! –

Его жалеет мать. –

Умнее в заповеднике

Ребенка не сыскать!

Сыночек дисциплины

Совсем не признает!

Нашел он мед пчелиный –

И грязной лапой в мед!

Мать твердит:

— Имей в виду –

Так нельзя хватать еду!

Он как начал чавкать,

Измазался в меду.

Мать за ним ухаживай,

Мучайся с сынком:

Мой его, приглаживай

Шерстку языком.

Родители беседуют –

Мешает он беседе.

Перебивать не следует

Взрослого медведя!

Вот он примчался к дому

И первый влез в берлогу –

Медведю пожилому

Не уступил дорогу.

Вчера пропал куда-то.

Мамаша сбилась с ног!

Взъерошенный, лохматый

Пришел домой сынок

И заявляет маме:

— А я валялся в яме.

Ужасно он воспитан!

Всю ночь ревет,

Не спит он!

Он мать изводит просто!

Тут разве хватит сил?

Пошел сыночек в гости –

Хозяйку укусил.

А медвежат соседки

Столкнул с высокой ветки.

_____________

Я знаю понаслышке,

И люди говорят,

Что такие мишки

Есть среди ребят.

Вопросы:

 

  1. Почему автор называет медвежонка невежей?
  2. Проследите, где медвежонок не соблюдал правил вежливости, чистоты, вредил другим. Что он делает не так? А как надо?
  3. Подумай, какие поступки совершаешь ты, подобно медвежонку.

 

Учитель читает и обсуждает с детьми произведения Б. Заходера:

стихотворение «Буква Я» и сказку «Хрюк на елке».

Урок заканчивается формулировкой правил вежливости.

 

Правила вежливости:

 

  1. При встрече со взрослыми и товарищами здоровайся.
  2. За помощь и услугу благодари – «спасибо» говори.
  3. Уходя, не забудь сказать «до свидания».
  4. Будь приветлив.
  5. Если виноват, извинись.
  6. Обращаясь с просьбой, говори «пожалуйста».
  7. Во время разговора придерживайся вежливого тона.

 

В качестве домашнего задания учитель предлагает придумать сказку с использованием «волшебных слов».

9 урок

Мой учитель.

 

Цель: показать школьникам, что все правила, которые они учатся выполнять, — это проявление уважения к учителю, к другим школьным работникам.

 

Учитель обращается к правилам, сформулированным на предыдущих уроках.

 

Вопросы:

 

  1.     В чем проявляется уважение к учителю, когда все внимательно слушают урок и выполняют его требования ?
  2.   Как надо назвать поведение учеников, которые разговаривают во время объяснения учителя, забывают принести на урок школьные принадлежности, опаздывают?
  3.    Помогает ли выполнение правил поведения на перемене, во дворе, в столовой проявлять уважение к тем работникам школы, которые обслуживают каждого из учеников?

 

Учитель обсуждает с учениками, какие правила поведения на уроке были не соблюдены в описанном ниже случае.

 

Принес Славик в класс новую игрушку – веселого человечка, который смешно подпрыгивал. Показал соседу. Учитель урок объясняет, а ребята играют, не слушают. «Теперь запишите все в тетради так, как я сказала». Славик с товарищем не знают, что и как надо делать. Прослушали. Заплакал Славик.

 

Вопросы:

  1. Как вы думаете, как поступит учитель в этом случае?
  2. Виноват ли в чем-то Славик?
  3. Какое отношение к учителю проявили дети, когда играли на уроке?

 

Учитель объясняет детям, что его задача – научить грамоте и умению правильно вести себя, жить среди людей. Педагоги долго учатся в колледжах, вузах, прежде чем учить детей. Это дело им поручило общество, в котором человека уважают за его работу. Педагог не только дает знания, но и заботится о том, чтобы каждый ученик вырос хорошим человеком, стал добрым, справедливым, смелым. Своего первого учителя люди не забывают всю свою жизнь. После беседы и объяснения ребята вырабатывают правили поведения по отношению к педагогу.

Правила вежливости по отношению к учителю:

Если в класс вошел учитель, а ты сидишь, встань, чтобы поздороваться.

С учителем надо здороваться первым.

Здороваясь, смотри в лицо учителю, назови его по имени-отчеству.

 

10 урок.

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

 

Цель: на конкретных, доступных детям примерах объяснить правила общения со сверстниками.

Работа с первоклассниками имеет ряд особенностей: дети только первый год учатся в школе. Поэтому именно на начальном этапе необходимо дать им представление о нормах отношений со сверстниками.

 

Внутренний мир другого человека, своего сверстника, является закрытым для ребенка, об этой стороне жизненных явлений он мало что знает. Как показывает практика, дети нередко даже не знают имен друг друга (за исключением товарища по парте). Сначала одноклассник как личность не вызывает интереса, не привлекает внимания.

Нравственная сущность взаимоотношений детей друг с другом заключается в умении понять внутренний мир другого человека. На этом строятся отношения, основанные на взаимном уважении, сотрудничестве и взаимопомощи. Работа учителя должна быть направлена на то, чтобы вызвать у ребят интерес друг к другу. С этой целью можно предложить детям рассказать о себе,  своей семье, друзьях, увлечениях. Здесь необходимо учесть и важный психологический фактор: далеко не каждый ребенок пойдет на откровенность, в первую очередь это касается учеников из неблагополучных семей. Эти обстоятельства диктуют индивидуальный подход к каждому школьнику. Если ребенок не хочет рассказывать о своей семье, учитель может предложить рассказать ему о своем любимом литературном герое или близком друге.

Самый благодатный материал для работы с детьми по данной тематике – художественные образы, поэтому урок целесообразнее построить в форме беседы о литературных героях.

 

 

Вопросы:

 

1. На какого известного тебе героя похож герой только что прочитанного рассказа (сказки, стихотворения, басни)

2. В чем ваше различие и сходство?

3. С кем из героев ты хотел бы дружить?

4. На какого героя хотел бы быть похожим?

Вопросы:

 

  1. Что обозначает «быть хорошим другом»?
  2. Есть ли у тебя такой друг?
  3. Только ли сверстник может быть другом?
  4. Как ты понимаешь поговорку: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

 

Учитель обобщает ответы, включая в ход рассуждения свои наблюдения за отношением детей друг к другу (вежливость, грубость, внимание, помощь, приветливость, сочувствие).

Тема дружбы раскрыта в рассказе С. Косова «Терешка», сюжет которого можно использовать как дидактический материал. При анализе стихотворения О. Высотской «Ежик» учитель должен обратить внимание учеников на мир внутренних переживаний товарища и внешнюю форму их выражения. На примере стихотворения С. Маршака «Друзья-товарищи» важно показать, как автором передано чувство радости, которое приносит дружба. Далее учитель обсуждает рассказ Е. Пермяка «Самое страшное». В нем автор раскрывает внутренний мир героя, показывает, что переживает человек, который по собственной воле остался в одиночестве.

 

В процессе работы можно предложить детям создать тематические рисунки «Наши игры», «Мой товарищ» (работу можно закончить дома).

 

 

11 урок

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

 

Цель: на конкретных, доступных детям примерах объяснить правила общения со сверстниками.

 

В ходе урока учитель стремится к тому, чтобы дети видели за предметными действиями нравственное содержание, понимали переживания другого, учились сопереживать и выражать сочувствие. Все это требует умения выделять нравственные явления, анализировать их, сравнивать, оценивать.

 

В. Сухомлинский.

Как белочка дятла спасла.

         Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу: сколько ни стучи о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

         Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают.

         Увидела Белочка из гнезда – дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

         — Почему это ты, Дятел, плачешь?

         — Нечего есть, Белочка…

         Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

         А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

 

Вопросы:

 

  1. Кого вы пожалели? Почему?
  2. Почему радуются Белочка и бельчата?

 

 

Н. Чабаевский.

Одинаковые.

         Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

         — Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

         Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

         — Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

         Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

         — Да, ты стала хуже…

         — Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку-то получила не я!

         — Тройку получила Вера, но ведь получила она ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.

 

Вопросы:

 

  1. За что мама осудила Соню?
  2. Что бы вы сказали Соне?

 

И. Крылов.

Чиж и Голубь.

Чижа захлопнула злодейка-западня:

Бедняжка в ней и рвался, и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

«Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня попался!

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело».

Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.

И дело!

Впредь чужой беде не смейся. Голубок.

 

Вопросы:

 

  1. Что случилось с чижом? Он виноват?
  2. Как повел себя голубь в этой ситуации?
  3. А с ним что случилось? Кто в этом виноват?
  4. Можно ли смеяться над другими? Почему?

 

 

А. Барто.

Кто наказал его.

         Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

         — Кто наказал его? – спросила соседка.

         — Он сам наказал себя. – ответила мама.

         Вопросы:

 

  1. Почему мальчик плакал?
  2. Кто виноват в том, что произошло?
  3. А может, мама не права?
  4. Какие ошибки допустил мальчик в своем поведении?
  5. Как эти ошибки теперь исправлять?

 

В результате бесед вырабатываются правила товарищества.

 

Правила товарищества:

 

  1. Когда кому-то трудно жить, должны мы знать об этом.
  2. У меня закон простой:

Побеждаю тех, кто злой!

Кто же слабый – помогу,

Я иначе не могу!

  1. Будь вежлив со своими товарищами, не забывай им говорить «волшебные» слова.
  2. Не ссорься.
  3. Будь справедливым.
  4. Не зазнавайся.
  5. Не перекладывай свою вину на другого.

 

12 урок

Думай о других. Сочувствие: как его выразить?

 

Цель: объяснить детям, что значит – думать о других.

 

Урок можно начать с ряда вопросов, которые помогают задумываться об эмоциональном состоянии другого человека (эмпатия), преодолевать эгоцентрическую позицию и подготавливают к восприятию чужой точки зрения (децентрация).

 

В ходе диалога дети, вероятно, вспомнят случаи, когда они заставили своих родителей беспокоиться: заигрались во дворе школы после уроков; ушли к приятелю, не спросив разрешения, и т. д. учитель должен обратить внимание первоклассников на то, что порой они, желая как-то проявить себя, но совершенно не задумываясь о последствиях, перебегают в неположенном месте дорогу, по которой с огромной скоростью мчатся машины. Последствия таких действий могут быть самыми непредсказуемыми. В результате необдуманного поведения может пострадать и шофер, и сами школьники. «Кому эта показная храбрость принесет радость, кому от нее будет польза? – рассуждает вместе с детьми учитель. – Она принесет непоправимый ущерб или станет причиной физической травмы. Следовательно, прежде чем совершить какой-либо поступок, необходимо подумать о том, как твое действие отразится не только на твоем состоянии, но и на состоянии других».

В процессе обсуждения можно разобрать ситуации, в которых проявляется наше отношение к окружающим людям. То, что нравится нам, далеко не всегда может нравиться другим. Целесообразно привести ряд примеров, дав возможность самим детям разобраться в каждом конкретном случае.

 

  1. Кто-то включает магнитофон на полную мощность, не задумываясь о том, что это мешает соседям. Вполне вероятно, в это самое время заняты серьезным делом и им необходима полная тишина.
  2. На дороге стоит группа детей, они кричат, толкают друг друга и при этом не обращают никакого внимания на проходящих мимо людей.
  3. Расталкивая других, ученик стремится первым войти в дверь класса, ворваться в столовую.

 

Вопросы:

 

  1.     Как оценить подобное поведение?
  2.   Какое отношение к окружающим оно выражает?
  3.    Вспомните, не случалось ли кому-нибудь из вас злиться и свое раздражение обращать на тех, кто находился рядом?
  4. Обижали ли вы товарища по игре, который оказался победителем?
  5. Как вы можете расценить такое отношение к ближнему?
  6. Что бы вы испытали, если бы оказались на месте потерпевшего, обиженного?

 

 

Особое внимание детей учитель должен обратить на то, как строятся отношения в семье, почему надо беречь своих родителей, как нужно поступать, чтобы лишний раз не огорчать их. Ученики сами дают ответы на эти вопросы, а учитель корректирует их и обобщает: необходимо быть вежливыми, внимательными; стараться помочь по хозяйству; вести себя тихо, когда взрослые отдыхают; выполнять их просьбы; следить за порядком в своей комнате; не обижать своих младших братьев и сестер, а наоборот, помогать им, заботиться о них, играть с ними.

 

Педагог объясняет, какие чувства испытывают родители, когда с их сыном или дочерью что-то случается. Рождение ребенка – огромное событие в жизни всей семьи, ведь с ним в дом приходят радость и счастье. Он продолжение рода, с ним связаны дальнейшие планы и надежды. Всю свою любовь родители дарят ребенку. Они желают видеть в нем счастливого человека. И как бывает им больно, когда дети расстраивают их своим поведением. Через некоторое время ребенок научится оценивать свои поступки, но как трудно иногда приходится и детям, и родителям пережить то, чего могло бы и не случиться. В ходе беседы ученики могут рассказать о своем отношении к близким людям, о заботе и внимании родителей.

 

В конце занятия ученики с помощью учителя формулируют законы вежливости.

 

Правила вежливости в отношении со старшими:

  1. Вежливые слова «здравствуйте», «доброе утро» нужно говорить утром родным.
  2. Со всеми взрослыми надо здороваться первым.
  3. Если тебе оказали услугу, надо сказать «спасибо».
  4. Когда говорят «спасибо» тебе, обязательно отвечай «пожалуйста».

Это слово говорят и тогда, когда обращаются с просьбой. («Мама, дай мне, пожалуйста, чистый платок»).

  1. Когда идешь спать, пожелай всем спокойной ночи.
  2. Выходя из-за стола, поблагодари родителей. Не забудь похвалить

заботливо приготовленную пищу.

  1. Если тебе надо обратиться ко взрослым, которые разговаривают,

скажи: «Извините, пожалуйста» — и только после этого изложи свою просьбу.

  1. Когда просишь о чем-нибудь, не забудь также слова: «Прошу

Вас…», «Я хочу попросить у Вас книгу, …».

  1. Если нечаянно толкнул кого-то, надо извиниться («Извините,

пожалуйста», «Простите меня, пожалуйста»).

  1. Уходя, надо прощаться («До свидания», «Всего хорошего»).
  2. Очень важно, каким тоном ты говоришь, как обращаешься к своим

родным и близким, к любому другому человеку, смотришь ли ты на него, когда с ним разговариваешь. Вежливые слова, сказанные грубо, небрежно, перестают быть вежливыми, тем более, если их говорят, отвернувшись от того, кому они адресованы.

Раздел «О трудолюбии»

13 урок

Зачем мы учимся?

Цель: объяснить детям, зачем нужно учиться и что надо для того, чтобы хорошо учиться.

В.Берестов.

Читалочка.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и почитать!

 

Вопросы:

 

  1. Всегда ли можно попросить кого-то почитать? Почему?
  2. Хорошо ли самому научиться читать?

 

Отрывок из книги Н. Носова «Незнайка».

 

Вопросы:

 

  1. Что произойдет, если вдруг все станут незнайками?
  2. Кто создал все, что нас окружает: дома, машины, предметы быта, одежду?
  3. Кто выращивает хлеб, готовит вкусную еду?

 

Такое обсуждение дает возможность учителю подвести детей к мысли о том, что человек, прежде чем что-то создать, должен получить необходимые знания, овладеть умениями, приобрести навыки в работе. Для этого нужно учиться: научиться в школе читать, писать, считать, узнать о законах живой и неживой природы; закончить школу; после школы выбрать специальность, дело, которому хотелось бы посвятить жизнь. Каждая профессия у нас в почете. Нужны врачи, учителя, строители, повара, инженеры, библиотеки, музыканты.

Далее учитель расспрашивает детей, где работают их родители, интересуются, может ли кто-нибудь из родителей детей прийти в школу и рассказать о себе и своей профессии.

Необходимо особо подчеркнуть, что выбор специальности, как правило, связан с каким-либо детским интересом. Желательно. Чтобы дети рассказали о своих увлечениях. В качестве домашнего задания можно попросить детей нарисовать свою будущую профессию. Ответы на вопрос: «Кем я хотел бы стать в будущем?», рассуждения, обоснования желаний учитель использует, учитель использует, чтобы сделать вывод о значении знаний. Без старания в учении мечта никогда  не претворится в жизнь.

 

  1. Хочется кому-либо быть похожими на Незнайку?
  2. Почему, что бы ни задумывал Незнайка, у него ничего не получалось?

 

Учитель замечает, что многие пословицы и поговорки говорят о значении знаний в жизни человека:

 

  1. Век живи – век учись.
  2. Грамоте учиться – всегда пригодится.
  3. Белое поле, черное семя – кто его сеет, тот разумеет.
  4. Ученье – свет, неученье – тьма.

 

Педагог делает акцент на том, что без упорства и прилежания знания не получить. «Терпенье и труд все перетрут» — так гласит известная русская поговорка. Прилежный, старательный ученик – это тот, кто трудится, вовремя выполняет задания, бережет свое время, ответственен за порученное дело. У него везде порядок: и дома, и в портфеле. Каждая вещь знает свое место. Стараться – это значит трудиться, добиваться хороших результатов. Если ты не старался, значит, работа выполнена плохо, ее надо переделать. Лучше сразу внимательно и не спеша сделать задание, чем несколько раз переделывать.

Ученье – это труд, который требует выдержки, терпения и старания. Наверное, далеко не все, за что вы беретесь, удается выполнить без усилий. Одному легко дается чтение, другому – счет, третий хорошо рисует и т. д. Но всегда есть какое-то дело, с которым справиться непросто.

 

  1. Все ли стараются хорошо учиться?
  2. Кто из вас желает рассказать о своем отношении к учебе?

 

Прилежный, старательный ученик – это трудолюбивый ученик. Трудолюбие – одно из главных достоинств человека. Все великие люди им обладали. А как мы назовем того, кто не любит трудиться, учиться? Правильно, лодырь, лентяй, нерадивый, бездельник. Об этом хорошо написал С. Маршак в стихотворении «Кот и лодыри».

 

Собирались лодыри

На урок.

А попали лодыри

На каток.

Толстый ранец с книжками

На спине,

А коньки под мышками

На ремне.

Видят, видят лодыри:

Из ворот

Хмурый и ободранный

Кот идет.

Спрашивают лодыри

У него:

— Ты чего нахмурился,

Отчего?

Замяукал жалобно

Серый кот6

— Мне, коту усатому,

Скоро год.

И красив я, лодыри,

И умен,

А письму и грамоте

Не учен.

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

А теперь без грамоты

Пропадешь.

Далеко без грамоты

Не уйдешь.

Ни попить без грамоты.

Ни поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

Отвечают лодыри:

— Милый кот,

Нам пойдет двенадцатый

Скоро год.

Учат нас и грамоте,

И письму,

А не могут выучить

Ничему.

Нам учиться, лодырям,

Что-то лень.

На коньках катаемся

Целый день.

Мы не пишем грифелем

На доске,

А коньками пишем мы

На катке!

Отвечает лодырям

Серый кот:

— Мне, коту усатому,

Скоро год.

Много знал я лодырей

Вроде вас,

А с такими встретился

В первый раз.

 

Вопросы:

 

  1. О чем мечтает кот?
  2. Почему кот жаловался на тяжелую жизнь?
  3. Сколько лет коту, а сколько лодырям?
  4. Чем занимаются лодыри целыми днями?
  5. Что сказал кот лодырям на прощание?
  6. Кто вам больше понравился: кот или лодыри? Почему?

 

Трудолюбивый, старательный человек бережет время.

 

С. Баруздин.

 

Стихи о человеке и его часах.

 

Немаловажную роль в жизни организованного человека играет режим

дня. Режим дня помогает для всего найти время: и для работы, и для отдыха. «Делу время – потехе час», — гласит поговорка. Того, у кого каждый час потеха, прекрасно изобразил К. Львов.

 

От безделья любо Коле

Портить вещи, пачкать, рвать, —

То изрежет парту в школе,

То зальет свою тетрадь…

Полюбуйтесь, как со скуки

Расписал лентяй наш руки!

 

Наверное, никто из вас не хочет быть похожим на героя этого стихотворения. Стать прилежным и старательным непросто, это требует силы воли. Начать нужно с соблюдения личного распорядка дня. Правильное распределение времени – залог вашего будущего успеха.

 

Закончить урок можно составлением правил, которые помогут детям стать более старательными, трудолюбивыми.

 

Основные правила трудолюбия:

 

  1. Соблюдай режим дня.
  2. Вовремя садись за уроки.
  3. Не отвлекайся на посторонние дела.
  4. Кончил дело – гуляй смело.
  5. Делу – время, потехе – час.

 

14 урок

Что такое труд?

 

Цель: объяснить детям, что значит слово «труд», зачем он нужен и насколько важен в жизни человека.

 

Кто не работает, тот не ест (сербская сказка).

 

У короля Матии была красавица-дочь, но с ленцой: никогда ничего не делала, да и не умела делать, а день-деньской сидела перед зеркалом и любовалась собой.

Пришла пора выдавать ее замуж. Король объявил: кто в три года научит ее работать, за того он ее и замуж выдаст. Время идет да идет, а за королевну никто не сватается. Послал король приближенных искать мужа для дочери. Поехали они в разные стороны. И вот встретился им как-то парень – пашет поле на восьми волах. Они тут же приказали ему идти к королю. Парень испугался, но делать нечего. Приходит он к королю, а тот ему и рассказал все по порядку. Согласился парень, обещал в три года научить девушку работать. Привел он королевну домой. Мать выбежала навстречу, дивится на прекрасную девушку.

На другой день парень взял плуг, запряг волов и поехал в поле, а матери сказал, чтобы не принуждала сноху работать. Вечером возвращается с работы, мать подала ужин, а сын спрашивает:

— Кто сегодня работал, мать?

— Я и ты, — отвечает она.

— Ну, кто работал, тот и есть может.

Не понравилось это королевской дочери, рассердилась она и голодная пошла спать. И на другой день все так же было.

На третий день королевна т говорит свекрови:

— Мама, дай и мне какую-нибудь работу, чтобы не сидеть без дела.

Та велела ей наколоть дров.

Вечерело. Сели за узкий стол, а парень снова спрашивает:

— Кто сегодня работал, мать?

— Мы трое: я, ты и королевна.

— Ну, кто работал, тот и есть может.

И все трое поужинали. Так понемногу королевна научилась работать.

Через три года приезжает король проведать дочку. Видит: работает она дружно со свекровью. Обрадовался и говорит:

— Как, и ты научилась работать?

— А как без работы? – отвечает королевна. – У нас так положено6 кто работал, тот и есть может. И знаешь, отец, коли ты хочешь поужинать с нами, поди-ка наколи дров.

Король привез дочери и зятю много подарков, погостил, а потом отвез всех троих к себе во дворец. Парня того он принял как родного сына, обещал еще при жизни передать ему королевство.

 

Вопросы:

 

  1. Какое условие поставил король Матия для женихов своей дочери?
  2. Как воспитывали дочь короля? Что из этого получилось?

 

Учитель спрашивает ребят, слышали ли они когда-нибудь выражение «золотые руки». Что оно обозначает? Про каких людей так говорят?

 

В. Коркин.

Золотые руки.

Золотые руки –

Руки не из золота,

Золотые руки

Не боятся холода,

В ссадинах,

В мозолях

Руки эти.

Самые нужные

Руки на свете.

         Вопросы:

 

  1. Какие руки можно назвать золотыми?
  2. У всех ли людей золотые руки?

 

Б. Заходер.

Петя мечтает.

Если б мыло

Приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло,

Хорошо бы это было!

Если б, скажем,

Мне

Волшебник

Подарил такой учебник,

Чтобы он бы

Сам бы

Мог

Отвечать любой урок…

Если б ручку мне в придачу,

Чтоб могла решить задачу,

Написать диктант любой –

Все сама,

Сама собой…

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все

Свои места,

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай гуляй да отдыхай!

Тут и мама б перестала

Говорить, что я лентяй…

 

Вопросы:

 

  1. О чем мечтает Петя?
  2. Почему мама говорит, что Петя – лентяй?
  3. Если бы Петины мечты исполнились, что бы он сам тогда делал?
  4. Что вы можете посоветовать Пете?

 

В. Осеева.

Сыновья.

         Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушке отдохнуть присел.

         Вот говорит одна женщина другой:

         — Мой сынок ловок да силен – никто с ним не сладит.

         — А мой поет, как соловей. Ни у кого такого голоса нет, — говорит другая.

         А третья молчит.

         — Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают ее соседки.

         — Что же сказать, — говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету.

         Набрали женщины полные ведра воды и пошли. А старичок за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

         Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

         Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины.

         Другой песню поет, соловьем заливается – заслушались его женщины.

         А третий к матери подошел. Взял у нее ведра тяжелые и потащил их.

         Спрашивают женщины старичка:

         — Ну, что? Каковы наши сыновья?

         — А где ж они? – отвечает старик. – я только одного сына вижу.

 

Вопросы:

 

  1. Что умеют делать сыновья? За что их хвалили матери?
  2. Почему старик сказал, что видит только одного сына?
  3. Как вы думаете, как должны были поступить заботливые сыновья?

 

В. Донникова.

Канавка.

         Дождь перестал. Мальчишки выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Травка вся в брызгах, края канавки влажные и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

         Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла рядом с бидоном – чуть не упала.

         — А, чтоб тебя! – рассердилась она на канавку. – Вон сколько молока пролила!

         А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.

         — Противная канавища! – топнула ногой и убежала.

         Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? – думает он. – Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

         Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток, сделал переход.

         Теперь можно было переходить спокойно.

         Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

         И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!

         Вопросы:

 

  1. Почему появилась канавка?
  2. Как люди реагировали на появление канавки?
  3. Как поступил Витя, чтобы помочь людям?
  4. Правильно ли он поступил? Может быть, ее надо было просто засыпать землей? Почему?

 

Э. Успенский.

Если  был бы я девчонкой.

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашку постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего ж я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

— Молодчина ты,

Сынок!

         Вопросы:

 

  1. Какие дела можно детям делать дома самостоятельно?
  2. Это могут делать только девчонки или мальчишки тоже?
  3. Что же мешает герою стихотворения помогать маме?
  4. Что бы вы ему посоветовали?

 

 

15 урок

Наш труд дома и в классе.

Цель: объяснить детям, что такое общественно значимый труд, забота о других, о нуждах коллектива.

 

Разнообразная деятельность в классе имеет существенное значение для формирования у школьников нравственного опыта, представлений об общественно полезном труде. Он предполагает осознание ответственности за порученное дело, той пользы, которую ты приносишь другим людям. В таком труде зарождается чувство товарищества, коллективизма.

Важно, чтобы дети поняли, что только труд на благо людей делает каждого Человеком. Тема труда прекрасно раскрыта в рассказе Л. Толстого «Сколько людей?»

Почему работник не посчитал гостей за людей, а только одну старуху назвал человеком?

 

Э. Успенский.

Крокодил Гена и его друзья (главы 16, 18, 24, 26)

 

Вопросы:

 

  1. Как работают друзья Гены?
  2. О чем они заботятся? Кто им мешает? Почему?
  3. Какие персонажи поступают хорошо, а какие плохо?

 

Учитель вместе с детьми обсуждают мысль: «Мой труд для всех».

 

  1. Нужен ли такой труд? Нравится ли он детям и почему?
  2. Как поступают те люди, которые не любят трудиться? К каким способам они прибегают, чтобы ничего не делать?
  3. Герои каких литературных произведений являются для вас примером, на кого вы хотите быть похожими?

 

В ходе обсуждения учитель постепенно должен подвести детей к выводу, что только в общественном труде рождается чувство коллективизма, ответственности за себя и других. Чистота и порядок в классе радуют всех, и в этом есть заслуга каждого ученика. Для того, чтобы поддерживать чистоту и порядок, нужно научиться распределять работу между собой, добросовестно выполнять свои обязанности, быть справедливым в оценке своего труда и труда товарища, доброжелательным по отношению к другим людям.

 

Дети дают оценку своему труду в классе, предлагают, как улучшить работу дежурных, вместе формулируют правила дружной работы.

 

Далее учитель обсуждает с учениками вопрос о домашнем труде: можем ли мы сказать, что порядок в доме говорит о трудолюбии, об аккуратности, чистоплотности его хозяев, об их бережливости, старательности, умении каждой вещи найти свое место?

 

Каждый ребенок хочет поскорее стать взрослым. Для этого надо научиться себя обслуживать. Порядок в доме требует постоянного труда. Он во многом зависит от каждого члена семьи. Кто научился делать все сам, никогда не будет в тягость другим и не окажется беспомощным.

 

Вывод, к которому учитель приводит детей: трудовые умения, которые каждый приобрел дома и в классе, привычка трудиться пригодятся для того, чтобы приносить пользу людям. В конце урока учитель совместно с учениками создает памятку.

 

Мои домашние дела.

 

  1. Утром убрать свою постель.
  2. Быстро одеться.
  3. Не медлить за столом.
  4. После еды помыть и убрать посуду.
  5. Подмести пол, вытереть пыль, убрать свои вещи.
  6. С вечера подготовить школьную сумку, почистить обувь.
  7. Вечером перед сном аккуратно сложить свою одежду.

 

16 урок

Каждой вещи свое место.

 

Цель: объяснить детям, как характеризует человека его бережное отношение к вещам.

 

Л. Воронкова

 

Маша-растеряша.

 

Вопросы:

 

  1. Похож ли кто-нибудь из вас на Машу? Что нужно делать, чтобы

избежать этого сходства?

  1. Как вы собираетесь в школу? Когда это происходит: вечером или утром? Почему лучше собираться вечером? (Вечером можно спокойно, не торопясь, собрать портфель, проверить наличие тетрадей, подумать, все ли сложено.)
  2. Есть ли среди вас те, кто, придя в класс, вдруг обнаруживает, что забыл тетрадь, учебник, ручку или карандаши?
  3. К чему может привести такая забывчивость?
  4. Как мы называем человека, который похож на Машу? (Неаккуратный, неряшливый, ленивый, неорганизованный.)
  5. Что нужно делать для того, чтобы стать собранным человеком? (Ежедневно приучать себя к порядку.)

 

Особое внимание учитель должен уделить порядку в классе и организованности детей на уроке. Быстро готовится к уроку тот, у кого все разложено «по полочкам» — каждая вещь знает свое место. Это значит, что аккуратный, организованный человек экономит много времени для полезных дел. Выводы формулируются в виде правил.

 

Правила организованного ученика.

 

  1. Содержи в порядке свои школьные вещи, одежду, игрушки.
  2. Перед уходом в школу проверь, все ли ты приготовил для занятий в школе.
  3. Проверь, в порядке ли твоя одежда, обувь.
  4. Дома соблюдай порядок. чистоту.
  5. Помни: каждая вещь должна знать свое место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий