Внеурочная деятельность как способ создания условий для проявления и развития интересов младших школьников

ВнеурочкаСогласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий. Активная жизненная позиция и установка на рациональное использование своего времени, и определило значимость проектирования своего будущего, эффективного социального сотрудничества.

Эти качества успешности современного человека как раз и формируются не только в учебное, но и во внеурочное время.

Поэтому целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Чтобы реализовать данную цель необходимо решить задачи :
-выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
-создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

При организации внеурочной деятельности учитываются следующие принципы:
-соответствие возрастным особенностям обучающихся;
-свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Для выявления направлений внеурочной деятельности школа проводит с родителями анкетирование с целью выявления предпочтений по предложенным программам. Данные обрабатываются, и на их основе моделируется учебный план внеурочной деятельности. Результаты анкетирования показывают, сколько обучающихся будет посещать внеурочные занятия. В связи с тем, что многие ученики уже посещают учреждения дополнительного образования города, школа выявляет контенгент, который будет посещать внеурочные занятия в школе. Несмотря на занятость в кружках вне школы, большинство ребят с удовольствием посещают внеурочные занятия в школе.

Прежде, чем предложить обучающимся и их родителям направления внеурочной деятельности мы учли возможности школы, и какие ресурсы вне школы можно привлечь к организации этой деятельности.

Мы пришли к выводу, что успешность в организации внеурочной деятельности во многом может зависеть от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия в школе социальных партнеров, и, конечно, от целенаправленного творческого взаимодействия учителей, учеников и других субъектов воспитания.

И на нас, учителях лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы человек состоялся как личность.

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Однако творческие способности не развиваются стихийно. Давайте, сравним творческие способности человека с деревом. Корень дерева скрыт под землей, как скрыты от непосредственного наблюдения природные задатки каждого человека. Из корня вырастает общий ствол, а его мощь зависит от того, каков корень и от влияния внешних условий. Ветви человека- проявления одаренности ребенка. Например, ветвь — художественные способности делится на изобразительные, музыкальные и артистичные способности.

Большинство занятий ведут классные руководители, поэтому каждый учитель нашел что–то свое. Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Ребята принимают участие в школьных и городских конкурсах, выставках рисунков, поделок и фотографий. Это тоже способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, воспитанию хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, истории родного края.

В этом году внеурочная деятельность в школе реализуется по следующим направлениям:

  • Спортивно-оздоровительное;
  • Общекультурное;
  • Общеинтеллектуальное;
  • Социальное.

Занятия спортивно-оздоровительного направления ведутся по параллелям.  Ритмика и шахматы в нашей школе проводятся уже несколько лет, а вот Азбуку здоровья ввели в этом учебном году.

 

Общеинтеллектуальное направление, которое больше нацелено на развитие коммуникативного, компетентностного обучения осуществляется классными руководителями на занятиях « риторика».

С учетом современных интересов учеников проводятся занятия по «информатике» учителем предметником.

 

Общекультурное направление представлено программами:

« прикладное искусство»,

« праздник – это чудо»,

« хочу быть успешным».

 

Социальное направление представлено программами:

«Я – гражданин»,

«Я — среди других»,

«Доноведение».

Эти занятия  объединены общей целью – патриотическое воспитание младших школьников.

Любовь к родному краю, к его природе, истории, культуре – то зернышко, из которого вырастает чувство патриотизма.

Когда мои ученики  пришли в 1 класс   в ходе  индивидуальных бесед с ними я поняла: они имеют поверхностные знания о родном городе, крае, о Родине в целом.

Младшие школьники чрезвычайно эмоциональны, и «сухие» сведения их мало трогают, поэтому я отдаю предпочтение активным формам и методам работы, таким как: экскурсии по родному краю (в том числе и виртуальные), музейные уроки, проектная деятельность, праздники, совместные мероприятия, конкурсы, викторины.

Не нужно забывать, что воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, истории школы, где он учится, улицы, где он живет, а чувство Родины – с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке.

Многие тематические занятия посвящены истории рода и семьи: «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», ««Я горжусь своей фамилией», «О моих близких с любовью», «Бабушкины рассказы о детстве» и другие. Я предлагаю детям рассказать о своих семьях. Даю детям задание нарисовать картину «Моя семья», подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей. Дети совместно с родителями участвуют в проектах: «История нашей фамилии», «Семейное древо».

В прошлом учебном году мои ученицы Филатова Дарья и Голова Анастасия были победителями городского конкурса «Помни корни свои». Реализация программ по этому направлению завершается созданием проектных работ.

На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым  объясняются цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы.   Презентация проекта проходит в форме выставки рисунков, альбомов, поделок, книжек — малышек, буклетов, макетов, театрализованного представления,  конференции, слайд-шоу, компьютерной презентации, фестиваля проектов.

Одну из таких работ я хочу вам показать. Это работа в форме презентации выполнена ученицей 4А класса Головой Анастасии после экскурсии в станицу Старочеркасскую, которая была организована осенью.

Таким образом, через организацию внеурочной деятельности раскрываются скрытые внутренние силы ребенка, заложенные в нем природой, происходит открытие его глубинных потенциалов. От того,  как начнёт формироваться новый для  младших школьников теоретический тип мышления, позволяющий исследовать и понимать сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки, от того,  как будут сформированы такие личностные качества, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за её пределами, ответственность за полученные результаты, желание и умение учиться, зависит в дальнейшем решение задач  профессионального и  жизненного самоопределения.

Добавить комментарий