Классный час «На что имею право»

03Цель: познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научит применять их в жизни.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.
2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
4. Воспитывать уважение к другим людям.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, фотовыставка, книжная выставка, выставка детских рисунков и сочинений, иллюстрации знаков разрешающих и запрещающих, детские ноутбуки.

Ход классного часа:

I. Вступительное слово учителя.

— Дорогие ребята, наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение – (пожмите друг другу руки) рукопожатием.

II. Знакомство детей с их правами и обязанностями.

— Тема нашего классного часа: «На что имею право»
— Прошу всех ребят подойти ко мне.
— Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
— А что является моделью планеты Земля? (глобус)
— Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств.
— А как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
— Как называют людей, живущих в нашей стране? (россияне)
Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.
— Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.
— Какие правила вы знаете? (ответы детей)
— Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учит оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов. Я предлагаю всем детям сесть на свои места и продолжить знакомство с данными документами.

1 ученик:
Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».
Слово «декларация» означает заявление.
Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.
2 ученик:
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция — договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили:
(Ученики зачитывают)

Права детей:

• Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
• дети имеют право жить с родителями;
• имеют право на медицинскую помощь;
• право на обучение;
• право на отдых;
• право на охрану и защиту.

1 ученик:
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.

2 ученик:
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
(Дети садятся за парты)

III. Игра «Разрешается – запрещается»
Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки)

— Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас мои помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будите находить соответствующий знак, располагать его в нужную колонку и отвечать: разрешается или запрещается.

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (разрешается)

Вот в углу стоит мальчонка
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается)

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается)

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается)

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается)

Вместе дружно в мире жить, с разными детьми дружить –
Это (разрешается)

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).

— Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.
— На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть ст.5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению»

— Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет?
— Нарисуйте лицо такого человека.
— Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые люди»
— А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге.
— Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Доброе слово лечит, а худое – калечит»
— Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых, расскажите (ответы детей)
— В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты — как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого – уберем.

IV. Обязанности

-C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?
— Главный закон нашей страны называется «Конституция РФ». Вот в ней-то про обязанности и написано. А вот какие у вас есть обязанности, вы сейчас запишите на бумаге. (Работа в парах)
А теперь давайте зачитаем, самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:
Обязанности:
• Соблюдать законы
• Охранять природу
• Защищать отечество
• Заботиться о родителях
• Получить образование.

Сценка «Про Петю». Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор (Забегает сын Петя)
Сын: — мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть)
Мама: -С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: — Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: — Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: — Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (Встает из-за стола)
Спасибо, я так наелся.
Мама: — Помой посуду, сынок.
Сын: — не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор)
Отец: — Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: — Это проявление жестокости. Папа!

V. Проверочный тест «Занимательное правоведение» (приложение)

— Ребята, сейчас мы отправимся с вами в очень интересное путешествие. Под названием «Занимательное правоведение». Давайте закрепим, как вы поняли, что такое права и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать. (работа в парах на детских ноутбуках)

VI. Обобщение

— Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? Правильно, это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
— В заключении нашего классного часа я прошу выйти всех ребят на сцену.

1 ученик
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
2 ученик
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
3 ученик
Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
4 ученик
Папа, мама, ты и я-
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!

Добавить комментарий