Ситуация успеха, как средство формирования положительного отношения к учению

cf49c18c_144282699193Учителя начальных классов хорошо знают, что первый год обучения в школе — большое испытание для первоклассника и его родителей. Успех на пути к обретению своего места в жизни закладывается уже с первых школьных лет. Каковы бы ни были успехи родителей в их школьные годы, они преисполнены надежд, что тернистый путь школьной премудрости для их уникального ребенка окажется успешным. Это так и будет, но при условии, что именно к факту его уникальности родители отнесутся со всей серьезностью.

Им надо решить: протянут ли они руку помощи и поддержки своему ребенку, или превратятся в сурового контролера, проверяющего оценки в дневнике. Последнее, увы, встречается нередко, и причина этого заключается не только в нехватке времени или усталости от необходимости учиться вместе с ребенком, заново проходя с ним школьный курс.

Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребенок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний, и успех в этом процессе заряжал бы его новой энергией, которая способна заметно улучшить его исходные интеллектуальные показатели.

Родителям и педагогам нельзя забывать о возрастных особенностях семилетних детей, а именно о готовности психики ребенка к воспитанию волевого начала. Именно в этом вопросе учитель рассчитывает на помощь родителей — не просто на их терпение, но и на ясное понимание задачи.

Для возникновения у ребенка стойкой мотивации – «хочу учиться, хочу учиться хорошо» — необходимо формировать в нем не только уверенность в своих силах, но и волю. как бы ни менялись времена и педагогические подходы, смысл воспитания воли остается, по сути, неизменным. Ребенок должен научиться говорить самому себе: «Я могу это сделать», чтобы потом, по прошествии некоторого времени, робкое могу превратилось в радостное хочу. А поддержать ребенка, убедить его в том, что он «может», должны прежде всего родители — родные люди, которым он безгранично доверяет. Привыкая к мысли, что любое задание — это путь к цели, маленький человек постепенно учится ставить перед собою цели и идти к ним. Если ребенок (с мягкой подачи взрослого) будет задавать самому себе вопрос: «Я ленюсь?» и находить в себе силы отвечать: «Дa, кажется, ленюсь», то мотивация успеха вырастет в нем «изнутри», станет естественной и закономерной составляющей его личности.

Первый класс — это новые условия жизни ребенка, которые образуют и новые зоны уязвимости для его психического здоровья. Перемены нередко несут с собой сложности, но бояться их не нужно: вовремя осознанные сложности — это половина успеха их преодоления. Опыт показывает: самоочевидные, казалось бы, вещи под натиском новых впечатлений выпадают из поля зрения родителей, и тогда они вдруг с удивлением обнаруживают, что возникшие у любимых чад трудности вызваны «мелочами», которых вполне можно было бы избежать. Родители должны выполнять следующие требования которые, возможно, ослабят стресс первоклассников и придадут им сил.

Они должны внимательно следить за режимом детей, которым придется научиться рано вставать. Не следует укладывать детей спать позже 21 ч 30 мин. Ни в коем случае нельзя позволять им засиживаться около телевизора или компьютера. Нужно постараться избежать дневного сна (склонность к которому вновь проявляется у первоклассника), чтобы не ломать режим дня. Следует с вечера приготовить одежду на утро и собрать портфель, поставить будильник с запасом времени, чтобы пробуждение не было судорожным и дети спокойно перешли в режим бодрствования. Утро — начало дня, и очень важно, чтобы оно прошло без напряжения.

Усталость от присутствия других людей — важное изменение в жизни первоклассника. Его поведение становится полностью «прилюдным» И контролируется другими. Он практически не остается один — все поступки, привычки, любые движения являются предметом наблюдения и оценки со стороны других людей (или, по крайней мере, ему так кажется). Публичность жизни может забирать значительную долю психической энергии ученика. Чтобы облегчить эту нагрузку, ребенку нужно дома создать возможность для уединения и по возможности не делать лишних замечаний.

Ребенок приобретает в школе много новых обязанностей. Он должен научиться организовывать свое время и окружающее его пространство. Насколько ребенок будет собранным и успешным в учебной деятельности, зависит от родителей. Я сформулировала несколько правил для родителей.

Правило 1: не опаздывать в школу и в присутствии ребенка уважительно отзываться об учебном процессе.

Правило 2: рабочее место первоклассника должно быть удобным (мебель должна соответствовать его физиологическим параметрам), привлекательным и располагать к интеллектуальной деятельности.
Когда ребенок приступает к выполнению каких-либо занятий, то на его столе должен быть рабочий порядок. Сначала его организуют родители, потом они делают это вместе с ребенком, а затем ребенок научится наводить порядок сам.

Правило 3: следует отводить на приготовление домашних заданий 1-1,5 часа.
Ученик должен научиться рационально относиться к собственному времени. Не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс, изматывающий и первоклассника, и родителей. Можно задать вопросы: «Интересно, а сколько минут тебе потребуется на этот пример? А на письмо букв? Давай запомним и сравним время, потраченное на выполнение домашних заданий сегодня и завтра». Если ребенок не понимает смысла заданий, то родители должны помочь ему. В то же время не стоит занижать требований и упрощать степень сложности заданий — они должны быть адекватны уровню интеллектуального, психического и физического развития первоклассника.

Правило 4: необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и степень его сложности. Родители не должны забывать, что через игру обучение может стать более привлекательным и доступным. С этой целью надо использовать развивающие игры, создавать ситуации, имеющие различные варианты решения.

Правило 5: каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова.

Правило 6: все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.

Правило 7: родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка ребенка должны быть позитивными.

Добавить комментарий