Сочетание различных форм коллективной, групповой и индивидуальной работы при организации обобщающего повторения в конце учебного года

Рисунок1В процессе обучения повторению изученного материала отводится важное место. Указывая на важность процесса повторения учебного материала, современные исследователи показали значительную роль при этом таких дидактических приемов, как сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение, содействующих интенсивному протеканию процесса запоминания. При этом вырабатываются гибкость, подвижность ума, обобщенность знаний.

В процессе повторения память у учащихся развивается. Эмоциональная память, опирающаяся на наглядно-образные процессы, постепенно уступает памяти с логическими процессами мышления, которая основана на умении устанавливать связи между известными и неизвестными компонентами, сопоставлять абстрактный материал, классифицировать его, обосновывать свои высказывания.

Правильно организованное повторение — один из факторов, способствующих интеллектуальному развитию каждого школьника, достижению им глубоких и прочных знаний. Без сохранения приобретенных знаний, без умения применить пройденный материал в необходимый момент — изучение нового материала всегда сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Таким образом, цель повторения — установить логические связи между вновь изучаемым и ранее изученным материалом, обогатить память, расширить кругозор, привести знания в систему, самоорганизовать ученика.

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

Известно, что основная цель самостоятельной деятельности – научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал.

Когда ученики работают индивидуально, они стремятся к достижению собственных целей, не оглядываясь на то, что и как делают их одноклассники. Для них важны только собственные усилия и собственный успех; успехи и неудачи других не имеют для них никакого значения.

Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общих целей: каждый понимает, что он может добиться успеха только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:
1.Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:
— единой цели, которую можно достичь только сообща;
— распределение внутригрупповых ролей, функций;
— единого учебного материала;
— одного поощрения на всех.
2.Личная ответственность каждого.
Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.
3. Равная доля участия каждого члена группы.

Совместная учебная деятельность во время обобщающего повторения учащихся во время групповой работы основывается на взаимной помощи и поддержке своих товарищей. Таким образом, при организации повторения в конце учебно года больше надо организовывать групповую работу. Особое внимание уделять групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при совместной работе. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе и повторить, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. При этом важно, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик, т. е. вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом.

Обучение и организация обобщающего повторения в конце учебного года в сочетании различных форм коллективной, групповой и индивидуальной помогает каждому ученику усвоить учебный материал, более глубоко вникая в его содержание. Работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения, особенно если учитель создает, подмечает и поддерживает ситуацию успеха каждого ученика. При групповой работе в сотрудничестве все ученики класса работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом.

Принцип личной ответственности каждого за успех всех, правило распределения заданий приводит к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей.

Добавить комментарий