Техника чтения у детей

pochemu-polezno-chitat-5-prichinОсмысленность чтения

предполагает понимание читающим:

— значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;

— содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

— содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);

— основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

 

Правильность чтения

 

выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает:
замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.

 

Выразительность чтения

проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико- грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.

И наконец, самое важная по мнению детей и родителей, характеристика чтения:

 

Скорость (темп) чтения

характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.

 

Ориентировочные показатели по скорости
чтения в начальных классах

1 класс

1 полугодие: 15 — 20 слов в минуту
2 полугодие: 30-40 слов в минуту
2 класс

 

1 полугодие: 40-50 слов в минуту,
2 полугодие: 50-60 слов в минуту,

3 класс

1 полугодие: 60-70 сл./мин.
2 полугодие: 70 80 сл./мин.
Темп чтения про себя на 20 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.

 
4 класс

1 полугодие: 80-90 сл./мин
2 полугодие: 100-120 сл./мин.
Темп чтения про себя на 50 и более слов быстрее, чем при чтение вслух.

 

Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов). Для повышения техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.
Нужно отметить, что представленные нормы скорости чтения едины для всех, но, к сожалению, при этом не учитываются ни тип нервной системы (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник), ни речевая подготовка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка.
Кроме того, необходимо также иметь в виду, что сама процедура проверки техники чтения вызывает у многих детей страх и состояние стресса, которые конечно отражаются на результатах. Это относится и к темпу чтения, и к осмыслению читаемого и к количеству ошибок, допущенных при чтении.
Конечно важно, чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Это залог дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе.

Добавить комментарий